Облачные вычисления — это технология обеспечения повсеместного удаленного доступа к общему пулу вычислительных ресурсов, например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам.
Облачные вычисления, как транспортная сеть, способствовали зарождению и развитию бизнес-модели «ИT как услуга», которая имеет несколько форматов:
- ПО как услуга (SaaS - software as a service)
- ИТ-инфраструктура как услуга (IaaS - Infrastructure as a Service)
- ИТ-платформа как услуга (PaaS - Platform as a Service)
- Команда как услуга (TaaS - Team as a Service)
Специальный термин «ИТ-услуга» присутствует в глоссарии ITIL V3. Он определяет услугу как способ предоставления ценности заказчикам через содействие им в получении конечных результатов, которых заказчики хотят достичь без владения специфическими затратами и рисками.
Из определения услуги следует, что:
- Услуга — это не только физические ИТ-активы, включая программное обеспечение, но еще и деятельность персонала по сопровождению активов, упорядоченность и стабильность результатов этой деятельности.
- Цель провайдера услуг — поддерживать заказчика в достижении его результатов, а значит, оперировать понятийным аппаратом заказчика. В команде провайдера ИТ-услуг должны быть сотрудники, способные к общению на языке бизнес-модели заказчика.
- Заказчик должен быть, с одной стороны, избавлен от владения знаниями о составляющих услуги, но с другой — должен быть уверен, что услуга предоставляется ему оптимальным образом: по оптимальной цене, с управляемыми рисками и требуемыми характеристиками.
Бизнес-модель «ИТ как услуга» предполагает делегирование (аутсорсинг) провайдеру услуг решение вопросов, связанных с разработкой, внедрением и сопровождением информационной системы как целиком так и в объёмах работ, связанных с развитием и/или поддержкой функционирования отдельных участков системы (адаптация к условиям конкретного применения, внедрение, сопровождение и т.д.).
При этом главным становится не приобретение системы и даже не ее внедрение, а получение упорядоченного, ожидаемого и стабильного результата от поддержки информационными технологиями бизнес-модели заказчика. Именно этого ожидает заказчик от ИТ услуг.
Такой подход позволяет организовать динамическое предоставление услуг таким образом, что за счет концентрации в одном месте вычислительных ресурсов и квалифицированного персонала, услуги распространяются на множество клиентов, издержки в расчете на одно рабочее место оказываются значительно ниже. Услуга становится дешевой, если тиражируется многократно и ее ресурсы простаивают минимально.